Присутствие на занятиях наблюдателей не всегда нравится преподавателям. В то же время наблюдение за преподавательским процессом может в значительной степени способствовать повышению качества преподавания и усвоению материала в сфере профессионального образования. Британский Chichester College (Чичестерский колледж) переработал свою систему наблюдения за преподавательским процессом, внедрив в нее принципы коучинга. Как отмечают преподаватели и студенты, это помогло сделать занятия гораздо эффективнее и интереснее.

Читайте подробнее о программе колледжа, получившей награду City and Guilds Beacon Award за достижения в области повышения квалификации преподавательского состава, а также награду Times Education Supplement (TES) за лучшую инициативу в области преподавания и обучения (Best Teaching and Learning Initiative Award).  

Сотрудники Chichester College пришли к выводу о неэффективности используемого метода наблюдения за преподавательским процессом. Вместо того, чтобы корректировать систему наблюдения, они решили полностью ее переработать. Колледж разработал пять модулей, которые должны были пройти все преподаватели-наблюдатели, чтобы получить допуск к наблюдению на занятиях. 

Пять модулей:

  • изменение культуры: введение в принципы наблюдения за процессами преподавания и обучения, самостоятельной оценки и планирования
  • наблюдение и преподавание: сбор фактических данных, подготовка отчетов, модерация
  • основные выводы: предоставление обратной связи на основе собранной информации
  • обратная связь с использованием коучинговой модели: разработка навыков устной обратной связи, помощь в преподавательской работе, которая требует улучшения
  • постановка целей и планирование. 

Теперь у нас есть четкое руководство и понимание всего процесса – от первоначального уведомления до разбора результатов и оценивания.

– Мики Ренделл, руководитель спортивно-общественной службы

Пять модулей были разработаны в рамках внедрения в колледже «культуры коучинга». Сотрудникам колледжа на всех уровнях было предложено комментировать новые процессы. Ориентир на сбор и анализ фактических данных помог исключить субъективные суждения и связанную с этим неопределенность и, соответственно, укрепить доверие со стороны всех преподавателей. 

Студенты, входящие в состав исполнительного совета, также прошли обучение и были приглашены на занятия в качестве наблюдателей. Это не только помогло расширить участие студентов в процессе преподавания, но и стало для них полезным учебным опытом. По завершении проекта 95% студентов оценивали качество преподавания как хорошее или отметили улучшения (в сравнении с 85% на момент начала проекта).

Программа имела успех на национальном уровне. В частности, она получила награду City and Guilds Beacon Award за достижения в области повышения квалификации преподавательского состава, а также награду Times Education Supplement (TES) за лучшую инициативу в области преподавания и обучения (Best Teaching and Learning Initiative Award). Британский регулирующий орган в сфере образования – Ofsted – также отметил данную программу наблюдения за преподавательским процессом как «зрелую и высокоэффективную».

Преподаватели говорят, что новая система помогла укрепить доверие и снизить стресс, связанный с присутствием на занятиях наблюдателей. Один из преподавателей школы парикмахерского искусства и услуг красоты говорит: «Наблюдение за преподавательским процессом стало общим делом, из которого мы выносим что-то полезное для себя. Наблюдатели стали дружелюбнее; они выделяют время, чтобы обсудить с нами наши мысли и чувства по поводу занятий, на которых они присутствовали... Для нас этот процесс стал значительно проще и не вызывает такого стресса, как раньше».

Если вы хотите оставить комментарий к этой статье, отправьте нам письмо на адрес VEE@britishcouncil.org и присоединяйтесь к обсуждению. Если хотите прислать свою статью, узнайте, как это сделать, здесь:

Больше материалов о повышении квалификации:  

Внешние ссылки