Вдохновившись выпуском прошлого месяца, один из наших читателей поделился с нами своей историей успеха об инклюзивном образовании.

Балкия Пшенова, директор Колледжа менеджмента и бизнеса в Астане написала о том, как колледж начал вести обучение студентов с нарушениями слуха.

Пять лет назад в Колледж менеджмента и бизнеса в Астане пришли родители детей с нарушениями слуха. После окончания специальной школы они не получали дальнейшего образования, и трудоустройство было проблематично. Ни у одного учебного заведения в Астане не было необходимого опыта или возможностей для обучения студентов с особыми потребностями. В это время Колледж менеджмента и бизнеса также не вел такую практику.

Однако, одной из главных целей наших преподавателей было помочь студентам интегрироваться в общество, как в социальном отношении, так и в отношении трудоустройства. Работники колледжа задали себе вопрос: что если они могли бы также помогать детям с особыми потребностями в сфере образования, которые особенно подвержены социальной изоляции и безработице.

Колледж принял этих студентов и начал составлять подходящую программу обучения для них.

Инклюзивное образование основывается на идее, что ко всем студентам без исключения должно быть одинаковое отношение и что необходимо предпринять специальные меры для вовлечения студентов с дополнительными потребностями в сфере образования. 

В результате данного решения колледж расширил свой персонал, чтобы включить в него сурдопереводчика, и на специальность «дизайн» поступили десять студентов с нарушениями слуха. Другие пять студентов решили изучать парикмахерское дело. 

Колледж обеспечивает все условия для того, чтобы молодые люди с особыми потребностями могли работать в команде и прнимали активное участие в студенческой жизни с самых первых дней обучения. Совместное обучение важно как для учеников с ограниченными возможностями, так и для их сокурсников. Они узнают важность доброты и целеустремленности; учатся брать на себя ответственность, которая несвойственна для молодых людей их возраста.

Гульжайна Ергали, студентка четвертого курса специальности «дизайн»: «В колледже мы получаем много информации и знакомимся с другими студентами. Наш куратор — это наш друг; мы много с ним говорим и делимся с ним своими секретами. Здесь мы почувствовали, что стали взрослыми».

Колледж также нанял психологов для работы со студентами с особыми потребностями. Их задачи включают в себя развитие студентов и коррекционную работу с ними, а также постоянное сотрудничество с преподавателями и родителями для того, чтобы создать общие подходы к их обучению. От преподавателей ожидается проявление высокого уровня толерантности и понимания того, что такое инклюзивность. Руководители групп  должны иметь исчерпывающие знания в области коррекционного преподавания и образовательной психологии и должны обладать отличными коммуникативными навыками.

Преподаватели, работающие со студентами с нарушениями слуха, серьезно относятся к процессу самоанализа и профессионального развития. Несмотря на то, что сурдопереводчик готов помочь, преподаватели стараются избегать небрежности в языке, который они используют, чтобы все было как можно более ясным, зрительный контакт особенно важен.

В колледже менеджмента и бизнеса г. Астаны нет специальных программ для студентов, вовлеченных в инклюзивное образование. Ко второму или третьему курсу студентов с нарушениями слуха практически нельзя отличить от других студентов. Инклюзивность означает, что молодые люди с ограниченными возможностями могут учиться с другими студентами и получать те же знания. Они посещают все курсы и выполняют все задания, предусмотренные государственными стандартами. Они общаются с одногруппниками во время перемен, обедают в столовой, занимаются в спортивных секциях и танцевальных группах. Колледж создал культуру, в которой студенты с нарушениями слуха не чувствуют себя стесненно и могут просить о помощи. Их профессиональные и личные достижения помогают им приобрести уверенность: лучшие работы студентов дизайна выставлялись в художественной галерее Дворца независимости и Дворца школьников, а студентам парикмахерского дела всегда рады в доме престарелых, где часто проходят благотворительные мероприятия. Айжан Абдиназим, студентка с нарушениями слуха, выиграла в номинации «Солнечная девушка» на конкурсе «Мисс Студентка».

Первые выпускники с нарушениями слуха уже нашли работу. Кроме того, что они реализовываются профессионально, они также начали интегрироваться и социально. Родители выразили свою благодарность сотрудникам колледжа, а преподаватели колледжа сами многому научились.

Если вас вдохновил какой-либо из прошлых выпусков или вы хотите поделиться историей успеха, пожалуйста, свяжитесь с нами по электронной почте: VEE@britishcouncil.org.