Эксперт этого месяца – Афшан Бакш, специалист по образованию Evolve Global Solutions, отвечает на ваши вопросы о повышении квалификации преподавателей.

Как занятым преподавателям найти время на повышение квалификации и углубление знаний в своей области в условиях постоянного развития технологий?

В сфере профессионального образования крайне важно обеспечивать актуальность учебного процесса. Приведу пример из личного опыта, когда я только начинала карьеру в сфере образования. Преподаватели строительного курса пригласили в свой колледж специалистов-строителей. Студенты учились делать деревянные ступени для лестницы. Один из приглашенных специалистов заметил, что в обучении студентов изготовлению ступеней не было необходимости, т.к. лестницы на стройплощадки поступают уже в готовом виде и студентам важнее знать, как их монтировать. В результате преподаватели курса попросили специалистов ознакомиться с учебным планом и предложить необходимые изменения. Я посещала колледжи, которые не имеют современного оборудования из-за недостатка финансирования, но даже при наличии ресурсов очень сложно идти в ногу с изменениями в своей отрасли. Как бы то ни было, исключительно важно быть в курсе последних достижений и инноваций. 

Один из способов добиться этого – включать в учебную программу посещения производственных объектов и организовывать проекты. Это сделает курс актуальным и поможет учесть самые последние инновации в секторе. 

Некоторые рекомендации:

  • Организуйте для студентов выезды на производство организации-партнера. Это позволит и вам, и студентам познакомиться с новыми технологиями и методами и повысит актуальность курса.
  • Если нет возможности организовать такие посещения:
  1. пригласите представителей организации-партнера в колледж. Возможно, они смогут продемонстрировать какие-то методы производства или принести с собой оборудование, чтобы показать его студентам;
  2. найдите видео, на которых демонстрируются технологии или методы производства, применяемые в отрасли. Если не получается, свяжитесь с организацией-партнером или отраслевой ассоциацией: не исключено, что у них имеются такие записи, либо они разрешат вам их отснять.
  • Читайте блоги, вступайте в профессиональные сети. Даже просто просматривая информацию на таких ресурсах, вы узнаете о самых последних инновациях, открытиях, проблемах и изменениях в своей отрасли.
  • Следите за лентами ведущих предприятий и представителей отрасли в Twitter, Facebook, LinkedIn и других социальных сетях. Очень скоро вы будете в курсе происходящего в своем секторе.
  • Дайте студентам задание провести анализ последних изменений в отрасли или выполнить проект, в котором учитывались бы такие изменения. Попросите их представить результаты выполненной работы вам и сокурсникам.

Очень важно быть в курсе происходящего в любой сфере, в особенности, в том, что касается технологий: новых тенденций, передовой практики, инструментов и т.д. Помимо того, что это помогает нам давать студентам актуальные знания, мы сохраняем заинтересованность в своей работе и вдохновение.

Уверена, что существует еще множество способов идти в ногу со временем. Если вы читаете эту статью и хотели бы рассказать о том, как вы узнаете о нововведениях в своей области знаний, пишите нам. Проводите ли вы активные исследования изменений и новшеств в отрасли, покупаете новую книгу или применяете один из методов, предложенных выше?

Как мотивировать преподавателей повышать квалификацию, если у них нет желания пробовать новые методы, которые могут оказаться неэффективными?

Главное – это мотивация и поддержка.

В первую очередь, давайте подумаем вот о чем: самый эффективный способ повышать квалификацию преподавателей – отказаться от традиционных способов обучения и найти индивидуальный подход. Преподаватели, конечно же, будут и дальше проходить обучение, но часто это бывает скучно, и они не хотят тратить на это время. Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны, можно сделать процесс обучения более индивидуальным. В результате ваши специалисты не только смогут приобрести традиционные знания и навыки, необходимые для работы, но получат также интересные и вдохновляющие возможности и преимущества.

Все мы любим оставаться в своей зоне комфорта. Выходить из нее не хочется из-за страха провалиться или показаться смешным. Однако когда я чувствую себя в безопасности и ощущаю поддержку, я готова пробовать новые методы и подходы. Я также готова просить о помощи или сказать, если мне что-то непонятно. Создание поддерживающей среды имеет большое значение для профессионального развития преподавательского состава. Возьмем учебный процесс: мы стараемся создать благожелательную, теплую атмосферу для студентов. Стараемся, чтобы студенты учились новому, поддерживаем и направляем их. Если создать такие же условия для преподавателей и менеджеров, это принесет им огромную пользу. Можно использовать и адаптировать методики, которые помогают студентам, в развитии преподавательского состава.

Здесь мне хотелось бы рассказать об одном проекте, в котором мне довелось участвовать. Метод называется «поддержка экспериментов». Он разработан одним из ведущих британских специалистов по методикам обучения Джеффом Петти. Преподавателям предлагается создать небольшие наставнические группы. Такие группы проводят регулярные встречи и выбирают аспект работы, который хотелось бы улучшить. Из моего опыта, лучше всего формировать группы из специалистов, которые хотят работать над одним и тем же аспектом. Например, мне хочется использовать более широкий арсенал методик преподавания, и будет лучше, если я буду работать с небольшой группой, которой интересен тот же вопрос. Или же группа помогает каждому участнику разработать какой-то план или провести исследование. Каждый участник группы проводит собственный «эксперимент» и фиксирует его результаты. На следующей встрече группы он рассказывает о полученных результатах и своих выводах. Задача группы – предложить дружественную критику. Если эксперимент не удался, группа может совместно его доработать, после чего можно провести второй или даже третий эксперимент. Если и третий эксперимент дает отрицательный результат, рекомендуется его прекратить и искать другое решение.

Полагаю, что метод поддержки экспериментов можно использовать в ряде сценариев, связанных с преподаванием и не только.

Узнайте подробнее об этом подходе. 

Коучинг и наставничество представляются эффективными методами повышения квалификации преподавателей. Как их успешно внедрить?

Я бы сказала, что развитие культуры коучинга и наставничества – это бесценный опыт. В нашем кругу всегда есть коллеги, которые помогают нам принять решение или решить проблему. В данном случае очень важно, чтобы человек, обращающийся за помощью (подопечный), понимал свою проблему, а человек, предлагающий помощь (наставник), не брался ее решать за подопечного. Поэтому на первом этапе я предложила бы провести обучение или разъяснительную работу о том, что такое наставничество и коучинг, как это работает и какие имеет преимущества. 

Новые преподаватели будут получать наставничество в той или иной форме в рамках курса и, возможно, будут рады такой поддержке и в будущем. Они уже будут понимать преимущества наставничества и смогут рассказать о его пользе, предложить какие-то вдохновляющие примеры и высказывания, которые можно будет разместить на постерах в учебных помещениях или включить в рекламные сообщения или публикации в социальных сетях.

Более опытные преподаватели могут не нуждаться в наставничестве. Такие группы могут:

  • создавать наставнические группы преподавателей, имеющих схожий стаж работы; 
  • стать костяком, из которого будут выбираться наставники. При эффективной работе и при наличии необходимых навыков наставник или коуч извлекает не меньше пользы из процесса, чем его подопечные, делает свои личные открытия. Именно поэтому так важны навыки и обучение.

Или же можно привлекать наставников по определенным направлениям: например, для преподавателей, которые хотели бы активнее пользоваться технологиями в процессе обучения студентов и собственного обучения. Или наставников, умеющих находить индивидуальный подход и т.д.

Чтобы поддержать данный процесс, отмечайте достижения в течение года и проводите регулярные тренинги для наставников и подопечных. Если данный подход будет реализован на уровне организации в целом, он может стать частью организационной культуры.

Несколько лет назад я проводила обучение методу профессионального диалога. Этот метод помогает коллегам анализировать свои профессиональные достижения и рост. Узнайте подробнее об этом подходе. 

Простота метода заключается в том, что, научившись более структурированной дискуссии (профессиональному диалогу), мы можем становиться наставниками друг для друга и помогать друг другу в профессиональном развитии, расширении компетенций и поиске решений для различных проблем. Я пользовалась методом профессионального диалога не только в работе с коллегами (преподавателями, тренерами, менеджерами, руководителями), но и в работе со студентами. Попробуйте!

Как сделать занятия интересными для студентов?

Лучший способ поддержать темп и интерес на занятиях – это использовать различные подходы и виды деятельности. Здесь, однако, важно не перестараться, т.к. ваша задача состоит в том, чтобы студенты учились. Слишком частая смена деятельности может запутать студентов.

Наблюдайте за группой в процессе смены видов деятельности и отметьте наиболее эффективные из них, т.е. когда студенты оставались вовлеченными в процесс, в решение какой-либо задачи и достигали целей обучения. Или просто спросите у студентов, что им нравится делать на занятиях больше всего и почему. Попробуйте сочетать лекцию, групповую работу, презентации, работу в парах, дискуссии, практические задания и т.д. 

Также можно предложить студентам самостоятельно поискать какую-то информацию. Это помогает студентам развить навыки исследования и самостоятельного обучения, а вам –проверить, насколько им удается применять полученные знания.

Не бойтесь пробовать разные подходы (при условии, что это безопасно). При этом регулярно убеждайтесь, что студенты усваивают материал – задавайте вопросы, проводите тесты, давайте практические задания, наблюдайте за происходящим.

Другими причинами незаинтересованности студентов в учебном процессе может быть отсутствие достаточно сложных задач или отставание. Предлагайте как более сложные, так и более легкие задания. По мере знакомства со студентами это становится проще. Часто в группе могут быть студенты разного уровня, и поэтому важен индивидуальный подход. Также студентам становится скучно, если им нужно сделать что-то, что не кажется им актуальным. Старайтесь, чтобы студентам была понятна практическая сторона вашего предмета или чтобы они понимали задачи обучения и их связь с отраслью, сектором или курсом.

Направляйте вопросы экспертам по любой теме по адресу VEE@britishcouncil.org.

Об Афшан Бакш, специалисте по образованию Evolve Global Solutions

Афшан проработала на руководящих должностях в сфере технического и профессионального образования (ТиПО) в Великобритании и других странах более 20 лет. Области специализации – коучинг, повышение качества, инспекции, управление изменениями, преподавание и обучение, руководство, поддержка студентов, привлечение населения и работодателей, развитие бизнеса, предприятия и предпринимательство.

В сентябре 2015 года Афшан основала Evolve Global Solutions Ltd. В настоящее время руководит рядом проектов по предоставлению специализированного технического содействия таким организациям, как British Council, британские и международные колледжи, национальные и государственные органы управления.

Также является сертифицированным коучем и оказывает помощь менеджерам в секторе образования и преподавателям в решении сложных ситуаций, внедрении изменений, а также развитии собственных навыков или повышении квалификации преподавательского состава. 

Реализовала ряд успешных образовательных проектов в Великобритании, Италии, Ирландии, Испании, Нидерландах, Индии, Южной Африке, Тунисе, Танзании, Иордане, Омане, Таиланде, Вьетнаме, Индонезии, Казахстане, Непале, Шри-Ланке и Марокко.

Читайте подробнее об Evolve Global Solutions и Афшан Бакш.

Связаться с Афшан можно по адресу info@evolve-global.uk.