В этом месяце в журнале «Vocational Educational Exchange» мы освещаем интересный опыт в сфере профессионального образования по всему миру.

В Казахстане Костанайский строительный колледж отпраздновал разработку и реализацию новой полиязычной программы. Программа разработана с целью оснащения студентов навыками технического языка в процессе их профессиональной подготовки, повышения их конкурентоспособности, как выпускников в условиях глобализации рынка труда. Галия Султанова, заместитель директора Костанайского строительного колледжа, любезно делится своим опытом.

По данным недавнего исследования правительства, 70% казахстанских компаний полагают, что низкий уровень образования является препятствием для развития бизнеса. Среди причин, влияющих на развитие бизнеса, выделяется отсутствие знаний иностранных языков, включая технический английский язык.

Впервые систему полиязычного образования в Казахстане внедрили в школах и высших учебных заведениях в 2008 году, в то время, как  в сфере профессионального образования (ТиПО) данная система только внедряется. Для достижения поставленной задачи Костанайский строительный колледж разработал план обучения студентов трем языкам, являющийся частью учебной программы: казахскому, русскому и английскому. С целью повышения конкурентоспособности своих выпускников, колледж будет уделять особое внимание обучению студентов техническому и профессионально-ориентированному языку. 

Разработка программы

В течение двух лет сотрудники колледжа изучили теоретические основы полиязычного обучения и оценили имеющиеся ресурсы. Наибольшим препятствием оказалось отсутствие профильных преподавателей со знанием английского языка. В целях разрешения данной проблемы была разработана и одобрена полиязычная программа обучения, требующая междисциплинарного подхода к образовательному процессу.

Осуществление программы

Колледж начал работать по данной программе на экспериментальной основе с 15 сентября 2015 года колледж. В течение первого года колледж провел ряд мероприятий, направленных на повышение мотивации учащихся к изучению иностранных языков. С начала учебного года в экспериментальной группе были проведены встречи с известными людьми некоренной национальности в совершенстве владеющих государственным языком, представителями языковых центров. Также колледж организовывал различные конкурсы и олимпиады по знанию языков.

Учебный год в колледже завершился двумя большими событиями, которые позволили студентам почувствовать себя погруженными в языковую среду. Все студенты колледжа говорили по-английски на занятиях, а также на переменах.  Студенты экспериментальных групп проводили фонетические разминки в английских классах, а также игры «В поисках сокровищ». Колледж также организовал круглые столы, приглашая сотрудников местных языковых центров и видных преподавателей английского языка из Калифорнии, США для обсуждения вопроса: «Почему так важно и необходимо изучать иностранные языки?».

В колледже действует кружок любителей английского языка, проводятся факультативные занятия по углубленному изучению казахского и английского языков. В социальной сети колледжа создана страница для групп по полиязычному обучению.

Оценка программы

Для оценки успешности программы был осуществлён мониторинг деятельности за учебный год. Оценивались следующие параметры:

  • заинтересованность студентов в реализации эксперимента, уровень удовлетворенности родителей развитием индивидуальных способностей студентов, уровень удовлетворенности преподавателей созданными условиями для реализации экспериментального проекта;
  • уровень знаний языков у студентов;
  • качество преподавания и учебных материалов.

На основании анализа проведенных мониторинговых мероприятий был составлен анализ, в котором определены сильные и слабые стороны, потенциальные возможности и риски проекта. На основании результата анализа колледж принял решение о расширении программы. В текущем учебном году колледж предложит студентам такие предметы, как экономика, информационные технологии и история на различных языках.

Этот эксперимент по полиязычному обучению является важным шагом к реализации Государственной Программы Развития и Функционирования Языков в РК на 2011-2020 годы, предусматривающей формирование трёх ключевых компетенций: знание трёх языков, евразийский мультикультурализм, коммуникативно-технические навыки.

В соответствии с задачами, обозначенными Президентом Казахстана в Государственной Программе Развития Образования и Науки РК на 2016-2019 годы, Госпрограмме Развития и Функционирования Языков на 2011-2020 годы и культурном проекте "Триединство языков", к 2020 году все граждане Казахстана должны овладеть казахским языком, 95% русским и 25% английским языком. Сотрудники Колледжа надеются, что система профтехобразования будет играть ключевую роль в осуществлении этих программ в интересах людей и общества в целом.