Исследователь анализирует методики инклюзивного обучения, применяемые в разных странах, в надежде усовершенствовать систему профессионального образования в Казахстане. 

Арман Асанбаев, студент докторантуры Назарбаев Университета, призывает ответственных лиц, школы и колледжи расширять образовательные возможности для взрослых с нарушениями зрения. Арман согласился рассказать нам о своем исследовании.

Можете резюмировать главную цель вашего исследования?

Цель исследования – изучить передовые методы инклюзивного обучения взрослых на базе организаций технического и профессионального образования разных стран мира и найти подходящие для внедрения в Казахстане. Для этого необходимо найти ответы на следующие вопросы:

  • Какие методы способствуют созданию инклюзивной среды для взрослых студентов с ограниченными возможностями в казахстанской системе технического и профессионального образования (ТиПО)?
  • Что понимается под понятием «инклюзивное обучение» в системе ТиПО?
  • Каким образом создается инклюзивная среда для взрослых студентов с ограниченными возможностями в системе ТиПО?
  • Какие доказанные методы, применяемые в международной практике, способствуют созданию инклюзивной среды для взрослых студентов с ограниченными возможностями в системе ТиПО?
  • Какие из этих методов можно было бы внедрить в казахстанскую систему ТиПО?

Как проводилось исследование?

Теоретическая часть основывалась на анализе международной научной литературы и программных документов, в которых приводятся передовые методы развития инклюзивного профессионального образования. Затем было проведено практическое исследование с участием трех взрослых студентов с нарушениями зрения, изучающих массажное дело в одном из казахстанских колледжей.  

Каковы выводы исследования?

Изучение научной литературы и программных документов показало, что имеется множество разных передовых методов распространения инклюзивного профессионального образования. 

Однако из разговоров с незрячими студентами выяснилось, что существует ряд препятствий для обучения в колледже. Преподаватели не обучены работе со студентами с проблемами зрения. То есть использовались материалы, которые незрячие студенты не могли читать, и обучение было слишком теоретическим и недостаточно практическим. Студенты считают, что у них не было достаточно времени учиться тактильным способом. У них также не было возможности выбирать учебные модули, из-за чего какие-то предметы показались им недоступными, и они решили, что они не пригодятся им в будущей работе. Здание также не приспособлено для потребностей незрячих студентов, а вспомогательное оборудование, например, диктофоны, использовалось нечасто из-за нехватки памяти на устройствах. Также студенты говорили, что в процессе обучения у них не было достаточно возможностей взаимодействовать с потенциальными работодателями. 

Как эти выводы могут помочь школам, колледжам и ответственным лицам?

По результатам анализа разработан ряд рекомендаций по совершенствованию системы профессионального образования для взрослых студентов с ограниченными возможностями. Основные рекомендации заключаются в следующем:

  • инвестировать в обучение преподавателей, чтобы они могли удовлетворять потребности студентов, т.е. предлагать им подходящие учебные материалы и соблюдать баланс теоретических и практических занятий;
  • распространять все материалы в доступном формате, чтобы все студенты могли с ними работать;
  • адаптировать здания к потребностям студентов с нарушениями зрения. Для этого могут быть необходимы изменения в туалетных комнатах, а также устройство специального тротуарного покрытия и дорожек;
  • оказывать студентам поддержку во время и по завершении обучения; создавать для них возможности взаимодействия с потенциальными работодателями. 

Как бы вы охарактеризовали политический контекст своего исследования?

В Казахстане реализовано много политических реформ в области инклюзивного обучения, ориентированных на граждан, недостаточно представленных в системе образования, т.е. взрослых с ограниченными возможностями. Это важное изменение. Раньше политические деятели не уделяли внимания взрослым, даже тем, кто не имеет ограниченных возможностей, и, соответственно, речь об инклюзивном образовании велась только применительно к школьникам. Образование по завершении обязательного школьного образования, т.е. вузовское и ТиПО, было ориентировано на молодежь в возрасте от 18 до 25 лет.

На расширение образовательных возможностей для взрослых с особыми потребностями направлены две взаимосвязанные реформы по внедрению обучения на протяжении всей жизни (lifelong learning) и инклюзивного образования. Они будут реализованы одновременно и имеют общую цель: предоставить взрослым с особыми потребностями значимые образовательные возможности, которые помогут им получить квалификацию и навыки для будущего трудоустройства.

Почему ваше исследование актуально?

В стране порядка 534 тыс. взрослых с ограниченными возможностями, которые готовы учиться и помогать удовлетворять спрос в экономике. Системе ТиПО необходимы теоретические и практические рекомендации по повышению инклюзивности курсов обучения. Также нужна концепция по внедрению в будущем инклюзивного обучения на протяжении всей жизни. Чтобы разработать такие рекомендации, нужно изучить передовые методы работы за рубежом и провести исследование, которое позволит сформулировать определение инклюзивного образования в казахстанской системе ТиПО и разработать концепцию по включению в систему образования взрослых с ограниченными возможностями.

С какими проблемами вы сталкиваетесь в процессе исследования?

Обучение на протяжении всей жизни для взрослых с ограниченными возможностями – очень сложный вопрос в Казахстане. Необходимо создать культуру, которая способствовала бы внедрению такой системы обучения, а это ново для Казахстана. До недавнего времени было принято получать одно образование, в вузе, которого хватало на всю профессиональную жизнь человека.

После распада Советского Союза и обретения независимости Казахстан включился в процесс глобализации, что поставило новые задачи перед людьми и политической системой. Принципы демократии требуют охвата людей, недостаточно представленных в системе образования, в т.ч. с ограниченными возможностями. Взаимодействие между гражданами и государством привело к возникновению вопросов, которые раньше не поднимались. Это в том числе и будущая занятость, а также возможности трудоустройства для граждан с низкой квалификацией, которым необходимо обучение или повышение квалификации.

Сейчас казахстанская система ТиПО стремится расширять образовательные возможности для взрослых, но для этого необходимы концепция и исследования. До сегодняшнего времени в Казахстане проводилось мало исследований в области профессионального образования, в особенности с точки зрения инклюзивного обучения взрослых. Как проводнику реформ системе ТиПО необходимо развивать обучение на протяжении всей жизни для взрослых с ограниченными возможностями, чтобы повышать занятость и конкурентоспособность своих студентов на рынке труда по завершении обучения.

Почему ваше исследование должно быть интересно читателям?

В научной литературе не хватает исследований подобного плана. В данном исследовании анализируются практические и теоретические аспекты мирового опыта в области инклюзивного образования, которые можно применять в рамках движения World Skills и в условиях Казахстана.

Надеюсь, что исследование повысит шансы взрослых с ограниченными возможностями, на которых ориентированы эти реформы в Казахстане, на доступ к качественному обучению на протяжении всей жизни и будет способствовать расширению их возможностей трудоустройства.