Участие студентов в организации учебного процесса может улучшить качество учебных планов и способствовать повышению мотивации студентов. Но как описать участие студентов и как преподавателям учесть их мнение при принятии важных решений? Как лучше привлечь студентов к участию в формировании курса обучения? Нужны ли преподавателям дополнительные навыки для взаимодействия со студентами в этом вопросе? 

В 2004 году SoundOut  организация, работающая над тем, чтобы участие студентов в разных сферах деятельности учебного заведения стало более эффективным, определила этот процесс как «индивидуальные и коллективные мнения и действия студентов в контексте обучения и образования».

С тех пор важность участия студентов в образовательных процессах возросла: теперь этот процесс охватывает школьников и студентов на всех этапах системы образования. Мнение каждого участника образовательного процесса должно быть услышано. Студенты имеют право участвовать в разработке и формировании образовательного процесса.

Подход к образованию становится все более демократичным, и каждый студент вносит свой вклад и несет ответственность за результаты обучения.  Мнение обучающихся важно на любом уровне: от детского сада до колледжей и университетов.

Очевидно, что более важным становится не только участие студентов в организации учебного процесса, но и их роль в управлении образовательным учреждением.   Образовательные учреждения готовят молодежь к жизни в большом мире.  В свете интернационализации и влияния последних мировых событий, таких как выход Великобритании из ЕС, а также возможных изменений в политике государств крайне важно рассмотреть потенциальные преимущества международных инициатив по привлечению студентов к процессу принятия решений и учету их мнений и интересов.

Как учитывают интересы студентов в Великобритании 

Британские учреждения профобразования активно применяют различные подходы для учета интересов студентов.

Ниже описаны некоторые из методов:

  • включить  вопрос по учету интересов студентов в стратегические планы колледжа;
  • относиться к студентам как к полноценным партнерам;
  • создать условия для организации студенческих союзов, которые будут способствовать внедрению изменений;
  • привлекать студентов к организации учебного процесса;
  • привлекать студентов к разработке услуг, оказываемых колледжем;
  • создавать комитеты представителей студентов.

Давайте рассмотрим их подробнее.

Привлечение студентов к принятию решений как часть стратегии колледжа

Вопрос учета мнений и интересов студентов является важной составляющей политики колледжей независимо от того, указан ли он напрямую в миссии колледжа и прописан ли в стратегических планах.

Например, Edinburgh College (Эдинбургский колледж) включил раздел под названием «Участие студентов в процессе принятия решений» в свой стратегический план, где указал, что «колледж стремится повышать уровень вовлеченности студентов в развитии колледжа».

В стратегическом плане Ayrshire College (Эрширский колледж) прописана необходимость «привлекать студентов к участию во всех аспектах жизни колледжа с целью непрерывного улучшения качества обучения».  

Закрепление этого вопроса в стратегическом плане означает, что учет мнений студентов становится приоритетом не только для преподавателей и самих студентов, но и для руководства колледжа.

Студенты как полноценные партнеры

Хотя форма обучения, основанная на учете интересов студентов, кажется новой, на самом деле эта концепция зародилась много лет назад, когда были созданы университеты, в которых студенты активно участвовали в формировании программы обучения. Например, в XII веке студенты Болонского университета получили право полного самоуправления, включая составление программы обучения и назначение преподавателей.  

Многие колледжи сейчас предпринимают активные действия для привлечения студентов к формированию программы и условий обучения.  И намерение колледжей создавать условия, в которых все студенты могут внести значимый вклад в их развитие, укрепляется.

Студенческие союзы

Студенческие союзы играют важную роль в представлении интересов студентов в колледжах. Представители студенческих союзов участвуют в работе комитетов колледжей и тесно взаимодействуют с руководством, чтобы мнения и интересы студентов были учтены. Однако не во всех колледжах студенческие союзы одинаково активны и способны эффективно представлять интересы студентов союзами.

Участие студентов в формировании процесса обучения

В Leeds City College (Городском колледже Лидса) студенты участвуют в формировании программ более 300 курсов, предоставляемых колледжем. Представители студентов встречаются с заведующими кафедрами. Встречи проводятся два раза в семестр с участием 20-30 представителей студентов с каждого курса на каждом факультете.  Студенты и преподаватели делятся мнениями и отзывами и обсуждают действия,  которые необходимо предпринять студентам или преподавателям.  Все это затем учитывается при анализе работы факультета. Вопросы, поднятые большинством студентов, рассматриваются руководством колледжа как приоритетные.

Участие студентов в разработке услуг, оказываемых колледжем

Помимо вклада в составление программы обучения во многих колледжах студенческие союзы также участвуют в собраниях и работе комитетов, отвечающих за такие сферы деятельности колледжа, как питание, услуги телекоммуникации, охрана и т.д. И здесь голос студентов также имеет значение. Ведь для успешной учебы и благополучия студентов важен не только сам процесс обучения, но и сопутствующие условия, формирующие среду обучения. Руководство колледжа проводит регулярные общие или специализированные опросы студентов, чтобы оценить эффективность изменений.

Участие представителей студентов в работе комитетов колледжа

В некоторых колледжах уже много лет студенты имеют представительство в совете колледжа. И хотя эта традиция продолжается, это всего лишь одна из форм участия студентов в работе комитетов, отвечающих за различные аспекты деятельности колледжа. Студенты имеют возможность участвовать в формировании курсов, решать вопросы о прочих услугах колледжа, а также делать большой вклад в работу других комитетов.

В Peterborough Regional College (Региональном колледже Питерборо) и многих других колледжах в обеденное время проводят час вопросов руководству колледжа. Представители классов и студенты могут зарегистрироваться и задать свои вопросы руководству колледжа, а преподаватели могут рассказать о проблемах и выслушать варианты решений от студентов. В этом случае процесс становится двусторонним.

Создание в школах и колледжах условий для того, чтобы студенты могли легко высказывать свое мнение, благотворно сказывается и на решении вопросов общего благополучия студентов. Многие образовательные организации считают, что участие студентов в принятии важных решений служит одной из форм личностного развития и помогает студентам подготовиться к дальнейшей жизни в обществе. Также это дает возможность вовлечь студентов из неблагополучной среды в организацию процесса обучения.

Организация в колледжах политических дебатов, например, по вопросам всеобщих выборов или референдума о членстве Великобритании в ЕС, поддерживается такими организациями, как Ассоциация колледжей, которая предоставляет руководство и материалы для подготовки и проведения успешных политических дебатов.  В многих дебатах принимали участие местные политики, студенты колледжей, представители местных школ и местные члены молодежного парламента.

Представитель Великобритании в Европейском студенческом союзе отметил рост политической активности и политической грамотности среди студентов с момента проведения референдума о членстве Великобритании в ЕС и предложил образовательным учреждениям использовать и поддерживать эти результаты.

Школы и колледжи могут привлекать студентов к участию в улучшении условий обучения и помочь им приобрести навыки, необходимые для дальнейшего трудоустройства.