Ограниченность времени преподавателей и ресурсов учреждений профобразования не всегда позволяют найти нестандартный подход к вовлечению студентов в процесс принятия решений. Мы выбрали три примера из исследования, проведенного группой университетов Великобритании, которые описывают разные подходы. Надеемся, это вдохновит вас на привлечение студентов к участию в различных процессах в вашем учреждении технического и профессионального образования (ТиПО).

«Только не эссе!»: студенты выбирают систему оценивания

Аттестация является неотъемлемой частью обучения. Система оценивания часто привязана к программе обучения, но как мотивировать студентов изучать предмет глубже? Одно из решений – позволить студентам выбирать систему оценивания самостоятельно. После того как студенты курса дошкольного развития (Early Years Foundation) в Birmingham City University (Бирмингемском городском университете) пожаловались, что больше не хотят писать эссе, им предложили разработать свою систему оценивания. 

Придя в себя после столь неожиданного предложения, студенты обсудили друг с другом и преподавателями альтернативные способы оценивания. Во время одной из дискуссий один из студентов спросил, нужно ли предложить единую систему оценивания или можно выбирать из нескольких вариантов. Преподаватели решили, что студенты могут выбрать разные виды курсовой работы при условии, что время и энергия, затраченные на ее выполнение, а также полученные в итоге навыки и знания будут сопоставимыми. 

Студенты совместно с преподавателями разработали  несколько вариантов системы оценивания. Студенты получили возможность глубже вникнуть в изучаемый курс, а также понять, каким образом они могут продемонстрировать полученные знания. 

Процесс разработки системы оценивания побудил студентов внимательнее отнестись к обучению. И это подтвердили результаты аттестации. Студенты получили высокие баллы, отразившие их интерес и вовлеченность в учебный процесс.

В ответ на вопрос о том, каково это – самим разработать систему оценивания, один из студентов ответил: «Фантастика, было здорово. Сначала я растерялся, но потом у меня появилось много идей». 

Хотя не всегда целесообразно предоставлять студентам полный контроль на всех этапах обучения, привлечение студентов к разработке системы оценивания может быть полезным. 

Важный разговор об обратной связи 

Полезная обратная связь важна для обучения. Однако студенты School of Life Sciences (Школы медико-биологических наук) в Edinburgh Napier University (Эдинбургском университете Нейпира) регулярно выражали недовольство полученной обратной связью. Это сопровождалось неудовлетворенностью преподавателей, которые понимали, что студенты не читают их комментарии и не принимают их во внимание. 

Преподаватели решили привлечь студентов к анализу процесса обратной связи. Однако они переживали, что составление анкеты для студентов не даст нужного результата. В прошлом студенты говорили, что, по их мнению, анкеты ничего не меняют и им не интересно их заполнять. Также были опасения, что анкеты не всегда отражают позицию всех студентов. 

Руководство и преподаватели университета хотели разработать простой, доступный и прозрачный способ обратной связи, который учитывал бы все тонкости открытого выражения мнений. 

Было решено сделать следующее: первое – провести конференцию преподавателей с участием представителя студентов для обсуждения проблемы и поиска возможных решений, и второе – пригласить всех студентов на важный разговор об обратной связи. 

Была проведена конференция, во время которой прошло несколько семинаров, где студенты и преподаватели могли обсудить разные идеи. Затем более 300 студентов различных специализаций с трех курсов участвовали в недельном обсуждении между студентами, а также между студентами и преподавателями. Руководство университета надеялось повысить активность студентов и преподавателей, которые выступали фасилитаторами на обсуждениях в аудиториях.

Обсуждения были записаны и проанализированы руководством. Многие идеи относились к конкретным курсам, но были и общие моменты:

  • обратная связь должна быть четкой;
  • объем обратной связи необходимо увеличить; 
  • необходимы конкретные рекомендации, как улучшить результат;
  • необходимо приводить примеры и образцы; 
  • помимо негативной обратной связи давать и позитивную.

Услышав мнения студентов по данному вопросу, преподаватели смогли внести ряд изменений в порядок предоставления обратной связи. Среди прочего студентам предложили давать обратную связь по своей работе, чтобы преподаватели могли понять, в каких случаях нужны дополнительные объяснения и комментарии. Руководство также обеспечило четкость предоставляемой обратной связи. 

Приняв участие в обсуждениях с преподавателями и почувствовав, что их слышат, студенты осознали, что они могут просить о помощи и что преподаватели могут оказать ее, когда будут знать, что именно нужно. Этот опыт изменил культуру университета и наладил коммуникацию между студентами и преподавателями. 

Онлайн-анкеты для студентов

University of Westminster (Вестминстерский университет) проводил пятилетнее исследование по двум модульным курсам и попросил студентов предоставить обратную связь. Преподаватели решили, что для получения репрезентативного мнения им необходимо привлечь к исследованию как можно больше студентов.

С целью пересмотра структуры модулей использовали онлайн-анкету для студентов курсов общественных наук и информационных технологий. В анкету включили вопросы по качественным и количественным показателям, а также решили провести ряд фокус-групп с участием заинтересованных студентов. 

Преподаватели понимали, что необходимо составить анкету таким образом, чтобы получить подробные и исчерпывающие ответы. Студентов, сдавших летнюю сессию, попросили анонимно ответить на вопросы анкеты. Преподаватели были уверены, что анонимность поможет получить честные ответы и привлечет больше студентов к исследованию. 

Большое количество студентов заполнило анкету, отвечая на вопросы своими словами. Ответы были настолько емкими, что руководство университета решило не проводить запланированные фокус-группы. Студенты курсов общественных наук и информационных технологий в целом дали схожие ответы и затронули ряд общих вопросов. Были получены полезные комментарии по содержанию и другим аспектам программы обучения, что помогло преподавателям перестроить структуру курсов. 

Руководство университета убедилось, что анкетирование позволяет привлечь больше студентов и получить репрезентативное мнение. Что способствовало успеху:

  • продуманная анкета;
  • открытые вопросы, предусматривающие развернутые ответы;
  • анонимность.

Подробнее об этих и других примерах читайте в отчете.