Колледж в Казахстане помогает людям с ограниченными возможностями получить профессиональное образование. О работе колледжа при КазГАСА и его влиянии на жизнь двух студентов с ограниченными возможностями рассказала его директор Гульжан Абуталиповна Сейдуллаева.

Инклюзивное образование имеет большое значение во всем мире.

В Казахстане этот вопрос начинает приобретать актуальность, так как количество детей с дополнительными учебными потребностями в стране растет. Система образования должна, насколько это практически осуществимо, предоставлять возможность обучения всем детям в детских садах, средних школах, профессиональных колледжах и университетах.

Принципы инклюзивного обучения подразумевают, что образовательные учреждения и учителя должны адаптироваться к потребностям всех учащихся, в том числе обеспечить доступ к образованию студентам с дополнительными учебными потребностями.

Один из способов преодолеть барьеры к широкому внедрению инклюзивного образования – это развивать его в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов, подписанной Казахстаном в 2008 году.

Колледж при КазГАСА – молодое учреждение. Впервые оно приняло студентов в 2014 году, и в этом академическом году (2016-2017 гг.) состоится первый выпуск.

Летом 2014 года, однако, двое студентов с нарушением слуха не были уверены в том, что их зачислят. Саша Полыев и Ильяс Сейдаханов с родителями не думали, что колледж сможет учесть их дополнительные учебные потребности. Саша и Ильяс раньше учились в школе для слабослышащих детей в Алматы и хорошо успевали. Оба были отличниками, занимались спортом и помогали одноклассникам с учебой, наслаждаясь школьной жизнью. Их родители смогли привить им любознательность и уверенность в своих силах и праве быть частью мира. 

После беседы представителей колледжа, родителей и самих студентов было решено, что Саша и Ильяс будут зачислены на курс архитектуры.

«МЫ СМОЖЕМ ПОСТУПИТЬ И УЧИТЬСЯ В САМОМ ПРЕСТИЖНОМ КОЛЛЕДЖЕ В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ», – СКАЗАЛ ОДИН ИЗ СТУДЕНТОВ.

Саша и Ильяс учатся в колледже уже три года и за это время показали отличные результаты, участвовали в различных внеучебных мероприятиях. Им нравится процесс обучения, они получают высокие баллы и часто выполняют дополнительные задания.

Опыт Саши и Ильяса показывает, чего можно достичь, если учитывать дополнительные потребности людей с ограниченными возможностями и привлекать их к учебе в обычных образовательных учреждениях. Совместное обучение помогло Саше и Ильясу интегрироваться в общество.

ОДНАКО ДЛЯ МНОГИХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ОБРАЗОВАНИЕ ОСТАЕТСЯ НЕ ТАКИМ ДОСТУПНЫМ. 

Опыт более развитых экономически стран показывает, что внедрение инклюзивного образования в школах, колледжах и других учреждениях требует большого объема работы. Помимо образовательного аспекта данный вопрос также затрагивает социальные моменты. Необходимо организовать помощь людям с ограниченными возможностями, чтобы они могли стать частью общества.

Даже само понятие «ограниченные возможности» спорно. Намерено или нет, используя это определение, мы наделяем людей статусом неполноценных, и со временем они сами начнут так к себе относиться.

Пример Саши и Ильяса в свою очередь показывает, что то, что кажется недостатком, при должной поддержке может стать преимуществом.

Администрация колледжа сделает все возможное, чтобы привлечь больше студентов с дополнительными учебными потребностями и помочь им в самореализации.

Система образования может стать примером, меняя восприятие и отношение к людям с ограниченными возможностями во всем мире.

Мы должны поддерживать детей с ограниченными возможностями, вовлекать их в учебный процесс для развития их способностей и талантов, а также создавать пространство, в котором студенты с ограниченными возможностями могли бы взаимодействовать и обучаться вместе с обычными студентами.

Саша и Ильяс мечтали о поступлении в колледж при КазГАСА, и мы рады, что их мечта сбылась.

Если вы хотите оставить комментарий к этой статье, отправьте нам письмо на адрес VEE@britishcouncil.org и присоединяйтесь к обсуждению. Если хотите прислать свою статью, узнайте, как это сделать, здесь.